ФЕСТИВАЛЬ ГРАФФИТИ 2020
Уличные художники Севера завершили начатое восемь лет назад
В Архангельске завершился граффити фестиваль. Он длился всего несколько дней, названия у него не было, гостей на него не приглашали. Однако его важность для граффити-культуры города невозможно описать парой слов. А чтобы объяснить масштаб фестиваля, нам придётся начать издалека.
Эта история началась 8 лет назад
Это был один из первых фестов, на который я вписался. Для меня это был выход на новый уровень. Тогда и представить себе не мог во что это все выльется! Людей было в два раза меньше, и пара лестниц на всех.
КВИК
Дом Молодежи уже тогда поддерживал уличную культуру (первые «легальные» граффити появились там ещё во времена «Модерна»), а потому — идею согласовал, обеспечил художников краской и дал полную свободу творчества.
Команда райтеров 2012 выглядела так: Квик, Reduf, Mart, Schew, Koba, Tobe, Skea, Shae, Myka, Runeo, Rain, Screw. Многие из них уже давно не живут в Архангельске, но тогда именно они помогли граффити-культуре сделать огромный шаг вперед.

В 2012 к директору Дома Молодежи пришли Дядя Йоу и Артём Хазанов (Logos и Shipa). Их предложение было амбициозным — объединить огромное количество северных райтеров и превратить стену на заднем дворе ДМ в большой арт-объект. А также провести первую в Архангельске выставку граффити «Grey Star».
Украшенная артами стена с тех пор жила своей жизнью. За эти годы на ней оставили свои следы, пожалуй, все северные художники. Стена перестала быть просто стеной с граффити. Она стала важной вехой развития граффити-культуры области.
Следующие восемь лет культура эта не стояла на месте. Если раньше стрит-арт ассоциировался у людей с испорченными тегами остановками, то сейчас Север наполняется арт-обътами и держит вектор на свободное творчество. И в 2020 году произошло неизбежное — северные художники решили продолжить начатое.
Фестиваль 2020
11 и 12 июля во дворе ДМ собрались как взрослые и опытные райтеры, так и новое поколение художников — подросшее за 8 лет. У фестиваля был единственный принцип — свобода самовыражения. Никаких ограничений — каждому из художников был дан участок стены, на котором они могли творить все, что угодно. Да, райтеры уже вовсю занимались коммерческими заказами, но им не хватало одного — свободы. И фестиваль дал им её.

Команда 2020 выглядела так:

Квик / Piksy / Cherney / Shipa / Logos / Kamar / Dezm / Schew / Yesmemayze / Screw / Gips / Tobe / Lyaopold aka Koba /

У каждого свой стиль и своё видение. И несмотря на это, финальный облик арт-объекта получился невероятно гармоничным!
В 2012 эскиз нарисовал буквально прямо там, на коленке. Но всю концепцию мы оговорили заранее с основными участниками. Хорошо, что здесь графитчиков не ограничивают — это для Архангельска большая редкость. Здорово и то, что организаторы сделали возможным разрисовку стен до потолка.
Кто-то из моих знакомых ляпнул, мол что это за фестиваль, если нет народа и гулянок. На что я напомнил про все нынешние запреты и что трансляция ведётся онлайн. А самое главное — здесь собрали толпу художников, дали красок и сказали: «Творите!» Это и есть праздник.
Gips
Каждому из участников мы говорим огромное спасибо!

Благодаря вам культура стрит-арта вновь сделала огромный шаг вперед. Прямо сейчас вы творите историю, которую через много лет будут вспоминать с восторгом.

Отдельное спасибо мы говорим Артёму Хазанову — за общую концепцию фестиваля и Дяде Йоу, который бережно восстановил граффити, нарисованные ещё в 2012 году.
Помню, что в 2012 рисовали с тонких и шатких деревянных лестниц, все было хаотично, но очень душевно. В этом году — наоборот. Организовано все было на высоте — это, пожалуй, европейский уровень! Все офигевают, спрашивают, где это. Мы создали огромную стену, где отметились практически все уличные художники города, и это вызывает только позитивные эмоции.
Schew
Да, эта стена не в центре города. Но локация эта — очень важна. Ибо на ней — огромный пласт истории северного стрит-арта. Она — символ самовыражения и свободного творчества. Масштабное повествование, написанное баллончиками нескольких поколений северных художников.
На стене ещё осталось немного свободного места. И на это место у нас довольно амбициозные планы.